Проект развития туристического кластера северных районов Нижегородской области
ЦЕЛИ
Комплексное, системное и планомерное развитие территорий северных муниципальных округов Нижегородской области;
ЗАДАЧИ:
  • Сохранение и популяризация культурных традиций, художественных промыслов и ремесел данного данного региона;
  • Повышение медийной узнаваемости территории благодаря социальным сетям и порталу «СеверНО»;
  • Разработка и реализация проектов по
  • благоустройству общественных пространств на территории северных муниципальных округов Нижегородской области;
  • Реализация волонтерских проектов;
  • Разработка туристских маршрутов и объектов показа на них.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Предпроектное исследование и вовлечение
На начальном этапе проекта состоялось знакомство команды с территорией и погружение в изучение локальной идентичности муниципалитетов севера Нижегородской области.
Изучение территории
Социологическое исследование
Антропологическое исследование
11 комплексных экспедиций
3000 анкет
11 глубинных интервью
Вовлечение жителей муниципалитетов
С целью выявления основных проблем территории и запросов населения, проводились мероприятия по вовлечению жителей.
Вовлечение жителей муниципалитетов
Вовлечение профессионального сообщества на местах
11 стратегических сессий
11 воркшопов
Закономерности, на основании которых сформирован кластер «СеверНО»
В рамках проекта «СеверНо» проводилось антропологическое исследование северных районов Нижегородской области с целью выявления локальной идентичности каждого из районов. На основании глубинных интервью с краеведами и специалистами по туризму были выявлены следующие закономерности:
  1. Все северные районы лесные. Везде занимаются лесозаготовкой и лесопереработкой.
  2. Северные районы–зона рискованного земледелия, хорошо растет только такая неприхотливая культура, как лен. Всоветское время вездезанимались льноводством. Сейчас практически нигде не занимаются (за исключением Шарангского района).
  3. В каждом районе есть (или бытовали раньше) свои интересные промыслы. Самые распространенные промыслы связаны с деревообработкой, встречается также гончарство, ткачество.
  4. В прошлом северные районы были торговыми. Во многих районах (пока Ветлуга и Уста были судоходными) были крупные ярмарки.
  5. Северные районы- экологически чистые, в них возможен экологический туризм.
  6. Каждый район может быть перспективен для охоты и рыбной ловли.
  7. Во многих районах посетитель может приобрести фермерские продукты. В некоторых районах (в Ковернинском, в Воскресенском) есть возможность экскурсионного посещения современных ферм.
  8. Гастрономический туризм.
  9. Каждый район обладает туристическим потенциалом, который предстоит развивать. В частности, в каждом райцентре существует краеведческий музей, в котором представлена локальная история. В каждом районе достаточно объектов показа, чтобы провести однодневную экскурсию по районному центру.
  10. У многих районов туристический потенциал раскрыт в недостаточной степени в связи с логистическими трудностями. Однако их можно обратить в преимущество при создании совместных туристических маршрутов.
Результаты мероприятий по вовлечению
В ходе стратегических сессий были выявлены основные запросы жителей на:

  • создание фирменного стиля территории и туристской навигции (для повышения узнаваемости севера Нижегородской области).
  • выявление уникальных особенностей каждого муниципалитета
  • привлечение в муниципалитеты туристского потока
  • необходимость объединения местного сообщества
  • развитие межрайонных связей путем создания туристских маршрутов

С профессиональными сообществами проводилась большая работа по формированию единого событийного календаря севера Нижегородской области, проводились консультации по вопросам популяризации округов в социальных сетях и др.

На воркшопах проводилась апробация гипотез о том, как муниципалитеты должны быть представлены на портале «СеверНО» и о визуальной составляющей единного фирменного стиля (в т.ч. велся отбор локальных символов).
Разработка туристских маршрутов
Разработка фирменного стиля
Создание туристского портала
Разработка туристской навигации
Этап разработки продуктов
На основании данных,полученных входе предпроектных исследований и мероприятий по вовлечению, проводилась разработка следующих продуктов, на которые был выявлен запрос жителей муниципалитетов севера Нижегородской области:
Разработка туристских маршрутов
Разработка фирменного стиля
Создание туристского портала
Разработка туристской навигации
Этап запуска продуктов
Важнейшим этапом проекта «СеверНО» стал запуск туристских продуктов, разработанных на основании антропологических и социологических исследований и мероприятий по
вовлечению жителей муниципалитетов севера Нижегородской области.
Этап запуска продуктов. Единый визуальный код. Фирменный стиль
КАК СФОРМИРОВАЛОСЬ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ БРЕНДБУКА?
  • Мониторинг существующих примеров локального брендинга;
  • Вдохновение скандинавскими мотивами, изучение опыта;
  • Ассоциативные ряды.
ЧТО ОТРАЖЕНО В ЛОГОТИПЕ
Ель, дерево, корни, опора на род, богатство леса, треугольники как стрелы, охота, направление, треугольники как наряд старообрядки, лестовки, марийский узор, рога лося, река, характерные цвета, подчеркивающие идентичность территории, много углов подчеркивают суровость территории.

Логотип актуальный, может легко масштабироваться под любой район.
ЗАДАЧА
Создать единый бренд для территорий, который позволит выйти на новый уровень привлечения туристов. Найти общую идентичность, которая объединяет районы.
Этап запуска продуктов. Туристская навигация
В основу навигации легли данные, полученные в результате аналитики социологического, антропологического исследований, сведения от жителей в ходе вовлечения и разработанный фирменный стиль территории.
На севере Нижегородской области сохранились дворянские и купеческие усадьбы,посещая которые, словно путешествуешь во времени. Несмотря на то, что большинство усадебных зданий нуждается в реставрации, они завораживают своей красотой: на этих памятниках архитектуры можно увидеть особый декор наличников, хранящих древнюю символику, кружева резьбы, эркеры, служившие для хозяев домашними молельнями, и красивые террасы. Путешествуя в рамках маршрута «Усадьбы Севера», вы прикоснетесь к истории жизни и быта хозяев усадеб, людей разных по характерам, взглядами убеждениям, но единых в том, что они самоотверженно любили Север Нижегородской области и делали все от них возможно.
Маршрут "Усадьбы Севера"
Маршрут "Беляна"
Путешествуя по землям Поветлужья в рамках маршрута «Беляна» (беляна- это несамоходная плоскодонная баржа, сложенная в форме корабля из леса, на которой везли лес на продажу на ярмарки), вы узнаете тайны реки Ветлуги, увидите её красоты, познакомитесь с историей лесопромышленников, для которых река была основным торговым путем.

Вы побываете в городах и селениях на этой великой реке, которая для Севера очень много значит: издревле тут строили городищи древние народности. Этот двухдневный маршрут раскроет вам север по-новому!
Маршрут "Марийская культура"
Путешествуя по северу Нижегородской области в рамках двухдневного маршрута «Марийская культура», вы побываете на исконно марийских территориях и сможете прикоснуться к древним традициям этого удивительного народа, который бережно относится к природе, поклоняется священным рощам и деревьям-долгожителям и чтит память предков.

В этой поездке вы не только узнаете о марийских традициях, верованиях, промыслах, уникальных музыкальных инструментах и многом другом, но и отведаете вкуснейшие “трехэтажные” блины и большие пельмени, и от души повеселитесь под задорные марийские песни и ритмичный перепляс.
Маршрут "Традиционные промыслы"
Север Нижегородской области - настоящая сокровищница народно-художественных промыслов, в чем Вы на собственном опыте убедитесь, когда отправитесь в путешествие в рамках двухдневного маршрута «Традиционные промыслы».

Вы сможете непросто познакомиться с промыслами,но и узнать некоторые секреты мастеров, а также сами поучаствуете в создании изделий, которые потом можете забрать домой в качестве сувенира.
Создание продуктов для дальнейшего развития проекта
Благоустройство общественных пространств
Разработка фирменного стиля отдельных городов
Создание объектов показа
Проведение фестивалей и интерактивных программ
Привлечение волонтеров на благоустройство территорий
Разработанные проекты по благоустройству общественных пространств
Пространство благоустроенного парка помогает уренцам идти от побед прошлого к победам будущего и развивать тему спорта как новую идентичность края и как экономический потенциал территории.
Территория победителей (Урень, 2019 г.)
Концепция благоустройства заключается в создании новых «узоров»— прогулочных маршрутов, городских связей, смысловых и визуальных акцентов на территории парка.
Покровский Парк (Шахунья, 2020г.)
В результате реализации проекта появился комфортный сквер, улучшилась пешеходная связанность между разными районами города.
Комсомольскийсквер (Шахунья, 2020 г.)
Сейчас —это центр притяжения и одно из любимых мест жителей Шахуньи.
Экопарк «Январи» (Шахунья, 2020г.)
Комплексный проект благоустройства Парка «Борок» - одного из любимейших мест горожан. Концепция благоустройства раскрывает тему леса в истории округа – легких и сердца Уреня.
Магия дерева (Урень, 2023 г.)
Это проект благоустройства центральной площади, на которой запечатлен культурный код города, который транслируют жители.
Урень-край (Урень, 2022 г.)
В рамках разработки концепции были проведены исследования и изучены идентичность и смыслы города, которые легли в основу концепции развития музея.
Концепция развития и реконструкции Краснобаковского исторического музея (Красные Баки, 2022 г.)
В основу концепции благоустройства лёг образ реки Ветлуги, размеренно «текущей» вдоль старинных особняков, образующей «заводи»и «затоны» - ближайшие дворы, и огибающей«островки».
Город-Ветлуга-Река (Ветлуга, 2023 г.)
Благоустройство улицы Сведрлова базируется на воспроизводстве различных стадий создания хохломского расписного изделия
Семенов.Сквозь хохлому (Семенов, 2024 г.)
Нижегородцы выезжали все верные округа, чтобы помочь в благоустройстве территорий, погрузиться в локальную историю и традиции.
СеверНО: Туристы-волонтеры (2023г.)
Популяризация территории посредством разработки волонтерских проектов
Силами волонтеров из Нижнего Новгорода осуществлялось благоустройство культовых территорий севера области и монтаж стендов для экологических троп.
В рамках разработки концепции были проведены исследования и изучены идентичность и смыслы города, которые легли в основу концепции развития музея.
Тайные тропы мари (Тематические маршруты в Тоншаевском, Тонкинском и Шарангском округах, 2023 г.)
Проект был направлен на создание аудио-гида, погружающего в атмосферу традиционной культуры севера области.
Звучащий север (Аудиогид в 13-ти северных округах, 2023 г.)
Разработка фирменногостиля отдельных городов
Наряду с общим брендом территории, часть муниципалитетов выразила запрос на разработку индивидуального фирменного стиля отдельных городов для роста узнаваемости и популярности. При разработке брендбуков фирменного стиля городов учитывалась как локальная идентичность, так и сочетаемость с общим стилем территории.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
КОНТАКТЫ
Email
urbanconsulting@yandex.ru
Телефон
Адрес
Отдел урбанистики и туризма
urt.urbanistica@yandex.ru
Отдел архитектуры
urt.architecture@yandex.ru
Отдел исследований и вовлечения
urt.research@yandex.ru