Делаем жизнь людей комфортнее и вдохновляем на улучшение пространства вокруг себя
Исследование проведено в рамках исследования туристского потенциала регионов России, посвященного анализу ключевых факторов, влияющих на развитие туризма в регионах России.
Приведённые тезисы сформированы на основе актуальных статистических данных и глубинных интервью с представителями туристической отрасли из государственных структур, а также примерах успешных практик из различных регионов страны. Материал будет полезен представителям туриндустрии, региональным властям, инвесторам и всем, кто интересуется тенденциями развития внутреннего и въездного туризма в России.
Событийный и этнический туризм в России: миллиарды на фестивалях и аутентичность традиций
Предпосылки исследования:
Доказанная экономическая значимость событийного и этно- туризма
Устойчивый внутренний спрос на событийный и этнический туризм
Тренд на культурную аутентичность
Этнотуризм - один из инструментов сохранения наследия
Исследование проводилось с помощью качественных и количественных методов:
Глубинные интервью
Мета-анализ данных
Анализ вторичных данных
Цель исследования событийного и этнического туризма в России заключается в анализе их потенциала как ключевых драйверов региональной экономики, культурной идентичности и привлекательности для внутренних и иностранных туристов.
Подтвержденный экономический эффект
Крупные фестивали и события демонстрируют значительную рентабельность для региональных бюджетов;
В местах проведения мероприятий фиксируется устойчивый рост смежного бизнеса;
Этнические программы стали драйвером развития малого предпринимательства в сельских локациях
Культурное и социальное значение
Событийный туризм доказал свою роль как инструмент формирования локальной идентичности;
Этнические практики успешно интегрированы в программы сохранения нематериального наследия;
Наблюдается эффект "вовлечения": туристы становятся участниками традиционных ритуалов и ремесел.
Потенциал для рынка
Выявлен высокий неудовлетворенный спрос на аутентичные форматы среди внутренних туристов;
Уникальные этнособытия обладают значительным экспортным потенциалом для привлечения иностранных гостей;
Синергия событийного и этнического направлений создает новые возможности для брендинга территорий.
Результаты
Успешные практики регионов по развитию событийного и этнического туризма
Чувашская Республика
Особенности:
Фестиваль «Акатуй» как ядро этнобренда (национальная борьба «керешу», хороводы, чакат/шурпе)
Этнопарк «Сувар» с реконструированными подворьями и мастерскими
Система мастер-классов по вышивке «хуран тёрри» и варке пива «сёра»
Эффект:
Рост турпотока на 30% за 3 года
Создание круглогодичного этнокластера
Статус ТОП-5 регионов по динамике туризма
Республика Алтай
Особенности:
Этнопрограммы с участием в шаманских обрядах
Фестивали коренных народов (теленгитов, тубаларов)
Этноотели с мастер-классами по войлоку и горловому пению
Эффект:
Рост спроса на премиум-туры
Возрождение исчезающих ремёсел
Кемеровская область
Особенности:
Зимний фестиваль «Грелка Фест» (карнавальный спуск в Шерегеше)
Летний научно-популярный «Динотерра» у деревни Шестаково
Связь событий с природными объектами
Эффект:
Привлечение 2.3+ млн туристов в Шерегеш за сезон
Диверсификация туризма вне горнолыжного сезона
Калининградская область
Особенности:
Российско-китайский зимний фестиваль на льду Амура
Трансформация рыбацких поселков в арт-кластеры с уличными галереями
Продвижение через коллаборации (National Geographic)
Эффект:
Рост турдоходов до 24.6 млрд рублей (+20% за год)
Приток китайских инвестиций (музей дружбы, канатная дорога)
Рекомендации регионам
Для усиления потенциала событийного и этнического туризма необходимо:
Создавать аутентичные этнобренды на основе локальных традиций;