Делаем жизнь людей комфортнее и вдохновляем на улучшение пространства вокруг себя
Исследование проведено в рамках исследования туристского потенциала регионов России, посвященного анализу ключевых факторов, влияющих на развитие туризма в регионах России.
Приведённые тезисы сформированы на основе актуальных статистических данных и глубинных интервью с представителями туристической отрасли из государственных структур, а также примерах успешных практик из различных регионов страны. Материал будет полезен представителям туриндустрии, региональным властям, инвесторам и всем, кто интересуется тенденциями развития внутреннего и въездного туризма в России.
Туризм как драйвер регионального развития: успешные кейсы России
Предпосылки исследования:
Рост потребительского спроса на аутентичные впечатления и уникальные туристические продукты.
Возможность монетизации природного и культурно-исторического потенциала регионов.
Ключевая роль туризма в диверсификации региональной экономики и создании новых рабочих мест.
Потенциал для развития инфраструктуры, благоустройства территорий и повышения качества жизни.
Исследование проводилось с помощью качественных и количественных методов:
Глубинные интервью
Мета-анализ данных
Анализ вторичных данных
Цель исследования комплексный анализ потенциала туризма как стратегического инструмента для регионального развития России.
Подтвержденный экономический эффект
Туризм признан ключевым драйвером экономики в большинстве исследуемых регионов;
Наблюдается устойчивый рост трат туристов в фокусных туристических зонах;
Курорты и крупные событийные площадки демонстрируют рекордную посещаемость в сезоны;
Отмечается рост числа предприятий малого бизнеса (общепит, сувениры, услуги) в туристических кластерах;
Социокультурное влияние и развитие территорий
Туризм способствует сохранению и актуализации культурного наследия и локальной идентичности;
Благоустройство территорий под туризм приводит к значительному улучшению городской среды и качества жизни;
Потенциал для развития и инвестиций
Частные инвестиции активно поступают в развитие туристической инфраструктуры;
Событийный туризм подтвердил свою высокую экономическую отдачу и способность привлекать иногородних гостей;
Упрощение визового режима способствует росту интереса иностранных туристов к уникальным предложениям страны;
Результаты
Примеры влияния турпотока на развитие регионов
Амурская область
Более 360 000 туристов за 2024*
Особенности: Соседство с Китаем, промышленный тур на Космодроме, российско-китайский фестиваль зимних видов спорта.
Результат: Строительство музея русско-китайской дружбы, канатной дороги, соединяющей Россию и Китай. Создаются новые центры креативных индустрий и спортивные площадки, большие денежные средства вкладываются в благоустройство общественных пространств и исторических зданий - повышение комфорта для туристов и для постоянных жителей.
*По данным АМУР.ИНФО
Новосибирская область
Более 2,98 млн поездок за 2024*
Особенности: Привлекает научно-популярным туризмом (Академгородок). Большое развитие получил событийный туризм (“Технопром”, “Транссибирский арт-фестиваль”).
Результат: Создан туристический бренд Новосибирска, стало востребовано благоустройство - за последние несколько лет город стал чище и красивее, что положительно сказывается на восприятии жителями и гостями Новосибирска.
*По данным BFM-Новосибирск
Кемеровская область
Более 2,7 млн посещений за 2024*
Особенности: Флагманским направлением является горнолыжный курорт “Шерегеш”. Привлекает событийная программа - Научно-популярный фестиваль “Динотерра” , фестиваль "Грелка-фест"
Результат: Идет строительство отелей, активно ведется благоустройство во всех городах, что положительно сказывается на внутреннем турпотоке, а также на качестве жизни горожан
*По данным администрации Правительства Кузбасса
Проблемы регионов
Недостаточное развитие в области размещения и питания автотуристов, нехватка гостиниц высокого класса (Амурская область)
Недостаточная информированность потенциальных туристов о бренде города, отсутствие бренда для международного позиционирования (Новосибирская область)
Недостаточное развитие круглогодичного туризма за счет событийной программы (Кемеровская область)
Рекомендации регионам
Для привлечения туристов регионам необходимо:
Использовать свою идентичность для создания привлекательного бренда;
Своевременно обновлять туристическую инфраструктуру (места размещения, зоны общепита и др.);
Делать ставку на развитие событийной программы для поддержки круглогодичного туризма;
Создавать транспортную доступность к точкам притяжения в регионах.
Выводы
Благодаря развитию различных видов туризма в российских регионах:
Заметно увеличивается туристический поток;
Города получают необходимые ресурсы для развития благоустройства и городской инфраструктуры;