Исследование проведено в рамках исследования туристского потенциала регионов России, посвященного анализу ключевых факторов, влияющих на развитие туризма в регионах России.

Приведённые тезисы сформированы на основе актуальных статистических данных и глубинных интервью с представителями туристической отрасли из государственных структур, а также примерах успешных практик из различных регионов страны.
Материал будет полезен представителям туриндустрии, региональным властям, инвесторам и всем, кто интересуется тенденциями развития внутреннего и въездного туризма в России.
Туризм как драйвер регионального развития: успешные кейсы России
Предпосылки исследования:
  • Рост потребительского спроса на аутентичные впечатления и уникальные туристические продукты.
  • Возможность монетизации природного и культурно-исторического потенциала регионов.
  • Ключевая роль туризма в диверсификации региональной экономики и создании новых рабочих мест.
  • Потенциал для развития инфраструктуры, благоустройства территорий и повышения качества жизни.
Исследование проводилось с помощью качественных и количественных методов:

  • Глубинные интервью
  • Мета-анализ данных
  • Анализ вторичных данных

Цель исследования комплексный анализ потенциала туризма как стратегического инструмента для регионального развития России.

Подтвержденный экономический эффект
  • Туризм признан ключевым драйвером экономики в большинстве исследуемых регионов;
  • Наблюдается устойчивый рост трат туристов в фокусных туристических зонах;
  • Курорты и крупные событийные площадки демонстрируют рекордную посещаемость в сезоны;
  • Отмечается рост числа предприятий малого бизнеса (общепит, сувениры, услуги) в туристических кластерах;

Социокультурное влияние и развитие территорий
  • Туризм способствует сохранению и актуализации культурного наследия и локальной идентичности;
  • Благоустройство территорий под туризм приводит к значительному улучшению городской среды и качества жизни;

Потенциал для развития и инвестиций
  • Частные инвестиции активно поступают в развитие туристической инфраструктуры;
  • Событийный туризм подтвердил свою высокую экономическую отдачу и способность привлекать иногородних гостей;
  • Упрощение визового режима способствует росту интереса иностранных туристов к уникальным предложениям страны;

Результаты

Примеры влияния турпотока на развитие регионов
Амурская область
Более 360 000 туристов за 2024*

Особенности:
Соседство с Китаем, промышленный тур на Космодроме, российско-китайский фестиваль зимних видов спорта.

Результат:
Строительство музея русско-китайской дружбы, канатной дороги, соединяющей Россию и Китай. Создаются новые центры креативных индустрий и спортивные площадки, большие денежные средства вкладываются в благоустройство общественных пространств и исторических зданий - повышение комфорта для туристов и для постоянных жителей.

*По данным АМУР.ИНФО


Новосибирская область

Более 2,98 млн поездок за 2024*

Особенности:
Привлекает научно-популярным туризмом (Академгородок). Большое развитие получил событийный туризм (“Технопром”, “Транссибирский арт-фестиваль”).

Результат:
Создан туристический бренд Новосибирска, стало востребовано благоустройство -  за последние несколько лет город стал чище и красивее, что положительно сказывается на восприятии жителями и гостями Новосибирска.

*По данным BFM-Новосибирск

Кемеровская область
Более 2,7 млн посещений за 2024*

Особенности:
Флагманским направлением является горнолыжный курорт “Шерегеш”. Привлекает событийная программа - Научно-популярный фестиваль “Динотерра” , фестиваль "Грелка-фест" 

Результат:
Идет строительство отелей, активно ведется благоустройство во всех городах, что положительно сказывается на внутреннем турпотоке, а также на качестве жизни горожан

*По данным администрации Правительства Кузбасса
Проблемы регионов

  • Недостаточное развитие в области размещения и питания автотуристов, нехватка гостиниц высокого класса (Амурская область)
  • Недостаточная информированность потенциальных туристов о бренде города, отсутствие бренда для международного позиционирования (Новосибирская область)
  • Недостаточное развитие круглогодичного туризма за счет событийной программы (Кемеровская область)
Рекомендации регионам
Для привлечения туристов регионам необходимо:
  • Использовать свою идентичность для создания привлекательного бренда;
  • Своевременно обновлять туристическую инфраструктуру (места размещения, зоны общепита и др.);
  • Делать ставку на развитие событийной программы для поддержки круглогодичного туризма;
  • Создавать транспортную доступность к точкам притяжения в регионах.


Выводы
Благодаря развитию различных видов туризма в российских регионах:
  • Заметно увеличивается туристический поток;
  • Города получают необходимые ресурсы для развития благоустройства и городской инфраструктуры;
  • Жизнь горожан становится комфортнее в целом.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

КОНТАКТЫ
Email
urbanconsulting@yandex.ru
Телефон
Адрес